Понятие сертификации

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует «заданным требованиям».

Таким образом, Сертификация – основное средство в условиях рыночной экономики, позволяющее гарантировать соответствие продукции требованиям нормативной документации. С позиции государственных интересов, такой инструмент, как Сертификация, должен, с одной стороны, обеспечить улучшение качества продукции и услуг и гарантию безопасности их для потребителя, а с другой – не служить препятствием для развития предпринимательства, процедурно и финансово усложняя процесс получения Сертификата.

Перед началом рассмотрения системы подтверждения соответствия, созданной в настоящее время в нашей стране, и анализом законодательства в этой области необходимо привести используемые в последующем определения терминов и понятий, введенных различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Сертификация – деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
  • содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
  • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Само появление понятия «подтверждение соответствия» и наполнение его современным смыслом связано с резким обострением в последнее время проблемы качества товаров и услуг; глобализацией международной торговли; большим разнообразием изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества; жесткой конкуренцией товаропроизводителей; необходимостью гарантировать безопасность продукции для потребителя. Сертификация продукции также требуется при выпуске товаров для свободного обращения с таможенного склада, при помещении под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, при помещении товаров под таможенный режим отказа от товара в пользу государства, при таможенном оформлении гуманитарной помощи и содействия.

Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий. У потребителя возникли бы сомнения в объективности предоставленной ему информации, если бы сертификация производилась производителем или третьей стороной по заказу производителя. Поэтому, за качеством и безопасностью продукции надзор производит независимая сторона – государственный надзор в лице Росстандарта. Сложность определения брака среди проверки малого количества продукции, а так же недостаток квалифицированных специалистов в той или иной области является главным недостатком госнадзора.

Однако, в условиях рынка продвижение товаров – процесс гораздо более сложный, и информация о качестве продукции в данном случае является существенным плюсом, влияющим на предпочтения потребителей. Именно поэтому так широко распространен такой вид сертификации, как Сертификация товаров и услуг. Такая Сертификация проводится третьей стороной, которая не зависит ни от поставщика, ни от потребителя. Особую актуальность Сертификации продукции следует отметить в связи с обеспечением безопасности продукции бытового назначения, охраной здоровья и окружающей среды.
Сертификация основывается на следующих основных принципах:

  • обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции (государственность);
  • использование Сертификации продукции Изготовителем в целях рекламы (добровольность);
  • независимость от изготовителя и потребителя (объективность);
  • использование профессиональной испытательной базы (достоверность);
  • исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;
  • предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации (демократичность);
  • установление ответственности участников Сертификации продукции;
  • многофункциональности использования результатов Сертификации продукции;
  • открытости полученной информации;
  • разнообразия форм и методов проведения Сертификации продукции с учетом спецификации данной продукции.
Заполните форму сейчас и получите бесплатную консультацию специалиста